СИСТЕМЫ ИНДИКАЦИИ НА СТЕКЛЕ
В настоящее время существует ряд систем индикации на стекле. Из их числа наибольшее распространение получили системы, в которых применяются экраны (полупрозрачные пластины), устанавливаемые перед лобовым стеклом кабины пилотов (рис. 5.20). Через такую пластину летчик хорошо видит внешнее пространство. Благодаря специальной обработке поверхности пластина в то же
время обладает свойством отражения. Поэтому если на нее проектировать, например, с помощью электроннолучевой трубки некоторое изображение, то оно будет отражаться, представляясь летчику как бы наложенным на картину внешней обстановки. Проектируемое на пластины изображение благодаря коллимации с помощью линз представляется удаленным в бесконечность. Вследствие этого отпадает необходимость в аккомодации глаз летчика при переходе от наблюдения изображения на пластине к наблюдению внешней обстановки и обратно.
Результаты некоторых психофизиологических исследований показывают, что при полете в облаках летчик, наблюдая внешнее пространство, фиксирует свой взгляд на лобовом стекле, находящемся на расстоянии ~ 1 м от его глаз. В момент выхода из облаков происходит переключение внимания летчика на внешние ориентиры, расположенные на большом удалении. Это, естественно, связано с необходимостью аккомодации его глаз. Если летчик использует систему индикации на стекле, при которой изображение представляется удаленным в бесконечность, то переход на наблюдение внешних ориентиров упрощается и ускоряется по сравнению с обычными условиями.
Объем индицируемых на стекле параметров весьма значителен. Прежде всего, это линия горизонта, информация о которой выдается гировертикалью. Благодаря принятой системе индикации линия искусственного горизонта всегда параллельна линии естественного. Неподвижный силуэт самолета или заменяющий его символ располагается в центре изображения.
При директорном заходе на посадку необходимо совместить с этим силуэтом командный индекс, управляемый по сигналам вычислителя пилотажной системы. Форма командных индексов разнообразна. Чаще всего она такова, что при совмещении с силуэтом самолета они образуют единое изображение. Например, в одном из образцов французского индикатора (Le collimaieur 193), экран которого показан на рис. 5.21, командный индекс 9 состоит из центральной точки и двух пар параллельных черточек по бокам от нее. В данном случае командный индекс указывает на необходимость создания правого крена-и увеличения угла тангажа. Когда это будет сделано, центральная точка окажется внутри кружка символа (силуэта) самолета 8, а крылышки символа расположатся между параллельными черточками.
Рис. 5.21. Изображение на экране системы индикации на стекле: /—•экран; 2 — линия искусственного горизонта; 3, 4 — шкала и указатель скорости; 5, 6 — указатель и крайние отметки отклонения от равносигнальной зоны ГРМ; 7 — индекс режима работы; 8 — символ самолета; 9 — командный индекс; 10—индекс сноса; // — отметка шкалы кренов (30°); /2 —отметка шкалы крена (0°); ІЗ, 14 — указатель и шкала высоты; /5 —указатель отклонения от равносигнальной зоны КРМ; І6, 17—указатель и шкала курса; 18 — шкала тангажа |
Для точного отсчета углов тангажа индикатор имеет сильно растянутую шкалу 18.
В нижней части индикатора расположена шкала 17 и указатель 16 курса самолета. Датчиком информации служит компас (курсовая система). Здесь также принята система индикации «Вид с самолета на землю»: относительно неподвижного указателя перемещается шкала. В поле зрения оказывается лишь некоторый сектор этой шкалы. Подвижная шкала «3 и неподвижный указатель 4 воздушной скорости находятся слева от силуэта самолета. В качестве датчика информации о воздушной скорости используется специальное аэродинамическое устройство типа датчика воздушной скорости либо централь скорости и высоты, имеющие сельсин — ные выходы.
Высота полета, измеряемая с помощью радиовысотомера, индицируется справа от силуэта. Подвижная шкала 14 высот имеет линейную характеристику в диапазоне малых высот (до ~100 м) и логарифмическую — в диапазоне больших высот (до ~750 м).
Для определения положения равносигнальной зоны КРМ служит треугольный указатель 15 под силуэтом самолета. В положении, изображенном на рис. 5.21, он указывает, что равносигнальная зона находится справа. Датчиком сигнала положения зоны является КРП. На режимах маршрутного полета этот индекс может показывать положение равносигнальной зоны радиомаяков типа «СВОД» и «VOR».
Индекс равносигнальной зоны ГРМ 5 расположен слева от силуэта.
Круглый индекс 7 над силуэтом изображает одну из нескольких ламп, служащих для сигнализации режима работы системы.
Рассматриваемая система может использоваться не только при заходе на посадку, но также при выравнивании, приземлении, взлете и полете по радиомаякам типа «СВОД» и «VOR». Поэтому такого рода индикатор заменяет летчику командный пилотажный прибор, имея в условиях низких посадочных минимумов большие преимущества перед ним.
Информация, проектируемая на экране, вырабатывается генератором изображений. По своему принципу действия эти генераторы могут быть в основном сведены к трем разновидностям: электроннолучевые, оптико-механические и комбинированные, сочетающие элементы электроннолучевых и оптико-механических генераторов.
В электроннолучевых генераторах для получения изображения используются электроннолучевые трубки, на которых может быть выдан очень большой объем информации, формируемой и перемещаемой при помощи электронных схем. Изображение в этом случае получается одноцветным, чаще всего желтовато-зеленым. При использовании электроннолучевых генераторов применяются экраны со специальным покрытием, хорошо отражающим световую энергию того цвета, который излучается электроннолучевой трубкой.
В оптико-механических генераторах необходимое изображение (узор) выгравировывается на металлической или прозрачной пластине. В первом случае источник света располагают сзади пластины, а во втором — у ее края. Узор для каждого индицируемого параметра гравируется на отдельной пластине. При использовании прозрачных пластин одно изображение получается поверх другого без заметного ухудшения видимости. Если же применяются металлические пластины; то для получения необходимого взаиморасположения индицируемой информации применяются призматические смесители. Перемещение изображений осуществляется путем перемещения пластин или с помощью системы подвижных зеркал и призм. Для перемещения подвижных элементов, как правило, используются следящие системы, на вход которых подаются сигналы от датчиков информации.
Применяя для подсвечивания разноцветные источники света, можно получить на экране разноцветные индексы и шкалы. Это, наряду с большой четкостью изображения, является большим преимуществом по сравнению с системами индикации на стекле, использующими электроннолучевые генераторы изображений. Вместе с тем объем индицируемой информации в системах с оптико-механическими генераторами более ограничен. По этой причине, по-видимому, наиболее перспективными являются системы индикации
на стекле с комбинированными генераторами, позволяющими наилучшим образом использовать достоинства оптико-механических и электроннолучевых генераторов изображений.
Не останавливаясь на методах коллимации изображения, поскольку этот вопрос носит специальный характер и выходит за рамки настоящей книги, укажем, что коллимация используется во всех системах индикации на стекле независимо от метода получения изображения.
В системе индикации на стекле, экран которой представлен на рис. 5.21, применен оптико-механический генератор изображений с призматическим смесителем.
Принцип действия такой системы поясняет рис. 5.22.
Изображения с помощью призматического смесителя накладываются одно на другое и проектируются на зеркало. Далее полученное изображение отражается через коллимирующую линзу на экран.
Шкала и индексы разноцветные. Силуэт самолета — оранжевого цвета, линия горизонта и шкала тангажа — зеленого, командный индекс — белый днем и синий — ночью и т. д. Яркость этих индексов автоматически меняется в зависимости от внешней освещенности. Кроме того, возможна ручная регулировка яркости каждого индекса отдельно.
Значительное внимание уделено в этой системе вопросам надежности и контроля исправности. Так, для повышения надежности источники света по каждому индицируемому параметру резервируются. Благодаря системе автоматического контроля при возникновении ряда неисправностей неправильная информация исчезает с экрана. При нажатии кнопки тест-контроля проверяются основные цепи аппаратуры. При этом на экране появляется характерная «картинка».
В случае возникновения неисправности в датчике информации на экране мигает соответствующая шкала и индексы. Например, мигание линии горизонта сигнализирует о неисправности гировер-
тикали, а мигание индекса равносигнальной зоны крм — о неисправности КРП.
Расположение аппаратуры в кабине зависит от особенностей компоновки оборудования. Генератор изображений обычно располагают на верхней части приборной доски или на потолке кабины. Пульт управления устанавливают в легко доступных для летчика местах.
Из других систем индикации на стекле следует упомянуть о системе, использующей электроннолучевую трубку с плоским прозрачным экраном. Такая трубка устанавливается непосредственно перед лобовым стеклом. Изображение, индицируемое на ее экране, оказывается наложенным на картину внешней обстановки.
ГЛАВА 6